Тепловоз ТЭМ2
Еще одним представителем маневровых тепловозов являются тепловозы серии ТЭМ 2, выпускать их начали на Брянском машиностроительном заводе в 1960 году. Главная рама опирается на две трехосные тележки, все оси ведущие. Кузов ТЭМ 2, как и кузов ТГМ4, капотного типа, который включает в себя 5 главных частей: шахта холодильника, кузова над дизелем, кузова над аппаратным помещением, кабины управления тепловоза и кузов над помещением с АКБ.
В отличие от гидравлического тепловоза ТГМ4, тепловоз ТЭМ 2 имеет электрическую передачу. Она включает в себя 6 тяговых электродвигателей, находящихся в постоянном зацеплении с 6-мя осями тепловоза. Тяговые электродвигателя получают питание от тягового генератора, прикрепленного к дизелю.
На ТЭМ2 устанавливается дизель типа Д50 марки ПД1М — четырехтактный, шестицилиндровый, рядный с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Запуск дизеля осуществляется при помощи ТГ (тягового генератора). Станина ТГ соединяется с рамой дизеля, а якорь — с коленчатым валом посредством двух фланцев, которые стягиваются болтами. Один из фланцев размещен на конце коленвала дизеля, а второй на якоре генератора. За пределы ТГ выходит вал, на который надет шкив, который приводит во вращение двухмашинный агрегат и вентилятор охлаждения ТЭД задней тележки.
Также от вала ТГ, через пластинчатую (иногда через эластичную) муфту, передается вращающий момент к компрессору КТ6.
Тепловоз ТЭМ2 имеет следующие модификации: ТЭМ2А, ТЭМ2М, ТЭМ2Т, ТЭМ2У, ТЭМ2УС, ТЭМ2Т, ТЭМ2УМ, ТЭМ2Э. Все модификаци имеют конструктивные отличия между собой. Например, тепловозы ТЭМ2М оборудовались дизелем Д49 (вместо дизеля Д50) марки 6Д49 с генератором ГП-300, а на тепловозах ТЭМ2УМ в качестве силовой установки использовался дизель-генератор 1-ПДГ4 (сочетание дизеля 1-ПД4 и генератора ГП-321У2) или дизель-генератор 1-ПДГ4А (сочетание дизеля 1-ПД4А и генератора ГП-300БУ2).