Колесные пары в течение службы подвергаются осмотру, освидетельствованию двух видов (обыкновенному и полному), ремонту как без смены, так и со сменой некоторых элементов. При осмотре колесных пар учитывается наличие трещин, выбоин (или ползунов), плен, отколов, раздавленностей, предельного проката, выщерблин, подреза гребня, превышающего допускаемые размеры, признаков сдвига или же ослабления ступиц на оси. На осях внимание уделяется наличию различных трещин (поперечных, продольных, косых), плен, в средней части – протертых мест, превышающих допустимые размеры. На колесной паре проверяются искосы и размеры.
Обыкновенное освидетельствование происходит каждый раз при подкатке под вагон. Для этого еще до очистки производят осмотр колесной пары, чтобы выявить ослабление или сдвиг ступицы на оси, обнаружить трещины на оси (в средней части). Далее производят все проверки, которые предусмотрены осмотром колесных пар под вагоном, параллельно проводя очистку колесных пар от грязи и смазки, проверку магнитным дефектоскопом различных частей колесных пар, осмотр и проверку на соответствие размерам всех элементов детали и их искосов.
Полное освидетельствование чаще всего производится: при формировании и ремонте, во время которого производится смена некоторых элементов; при опробовании колесных спиц на сдвиг посредством гидравлического пресса; при наличии неясных клейм и знаков предшествующего полного освидетельствования; после вырубок неметаллических включений, волосовин и других пороков на оси в пределах объявленных норм; после аварий и крушений поездов у вагонов, имеющих повреждения; при ремонтировании вагонов на заводах. Помимо этого, колесные пары, используемые для роликовых подшипников, полностью освидетельствуются через одну обточку по неисправностям ободьев колес, после произведенного вагонами схода с рельс, при наличии ползуна свыше 1 мм на поверхности катания у пассажирских вагонов.
Помимо всех тех работ, что производятся и при обычном освидетельствовании, при полном освидетельствовании также проделывают: очищение колесной пары от краски, проверку средней части оси и шеек дефектоскопом, а также проверку им подступичных частей осей перед запрессовкой; в случае, если колесные пары не подвергаются прессовым работам – проверку ультразвуковым дефектоскопом. Дополнительно производят демонтаж букс с роликовыми подшипниками. Ставят клеймы и знаки полного освидетельствования.
При очистке колесных пар от грязи и краски в вагонном депо используют моечные машины с одной камерой. В камеру машины для очистки закатывают колесную пару на роликовые опоры механизма вращения. Там колесную пару сначала омывают раствором каустической соды высокой температуры, а затем поливают горячей водой, чтобы удалить остатки раствора. В результате химического воздействия раствора соды и механического действия напора воды колесные пары быстро очищаются от застарелой грязи и краски. Весь процесс очитки в камере занимает 6 минут. Чтобы еще ускорить процесс очистки, повсеместно происходит внедрение автоматических поточных линий, благодаря чему подача и очищение колесных пар происходит без участия человека.
После того, как очистка выполнена, происходит проверка размеров всех элементов колесной пары. Осмотренные колесные пары регистрируются в журнале по форме ВУ-53. Там отмечается номер колесной пары, плавки оси, тип колесной пары, указывается диаметр и тип колеса, размеры осей.
При обнаруженных неисправностях и несоответствиях колесная пара бракуется и ремонтируется.